jablonevaja (jablonevaja) wrote,
jablonevaja

Апофеоз путешествия - Санкт-Петербург. (Ленинград).

И поехали мы из Царского Села в Петербург втроём - мы с дочерью и внучка Ксюша.
Поскольку внучка в мегаполисе как рыба в воде, она и руководила движением.
И всякие талоны и жетоны Ксюша приобретала и куда надо вставляла, за меня.
Моя задача была не зазеваться и по возможности не навернуться на каком эскалаторе. Недолго ехали на электричке.
Про посадку я ничего не поняла. Какой-то билет берётся для выхода на перрон. Потом штрихкодом прикладывается к прибору.
Открывается проход на перрон. А является ли эта бумажка билетом на электричку, не знаю. Сложней, чем в Юрмале.
Но, раз надо, значит надо...Спустились в метро. Народу - видимо, невидимо. Всё на русском. Потрясающе.
И вышли мы уже на Невском проспекте.
    Ну здравствуй, Санкт-Петербург! Привет тебе от Людмилы из Севастополя и от Людмилы из Юрмалы!
А у нас с дочерью было по мечте. Алёна мечтала посетить храм Спас на Крови.
А я - прикоснуться к мраморному Атланту у Эрмитажа. Как в молодости.
   И вышли мы прямо к Спасу на Крови. Немного вдаваясь в канал Грибоедова, стоит этот величественный красивейший храм.
Построенный Александром III на месте гибели его отца Александра II - Освободителя.
Так  получается в жизни...Будь ты Великим правителем, избавившим страну от мрака крепостного права. На века оставшимся
в благодарной народной памяти царём Освободителем...
Всё равно найдётся, некий карбонарий,  желающий метнуть бомбу. Призвание такое у карбонариев - убивать и разрушать.
  Мемориальный храм небольшой, компактный. Все иконы из тончайшей мозаики, смотрятся как живописные полотна.
Мраморные колонны на основаниях из лабрадора. Солнечный луч, осветивший храм, зажигает голубые искры в тёмном камне. Кажется печальные глаза святых следят за тобой. Изучают тебя и всё знают наперёд... Благоговение и трепет.
   Про то, что в печальные годы в этом мемориале было устроено овощехранилище...не будем.
Искупила Россия-матушка свои грехи великой кровью.
    А мы пошли на Дворцовую площадь. К Эрмитажу. Оказывается, название Эрмитаж означает - "хижина отшельника".

(Первый раз в Ленинграде были мы, когда сыну было 4 года, значит мне - 24. И здесь, на Дворцовой площади, среди толпы туристов,
наш Виталик сел на брусчатку, вытянул ноги и заявил: "Вы меня хоть убейте, больше я с вами никуда не поеду!"
А мы по приезде набрали билетов на все маршруты. Посему ждали очередной автобус. Мы даже по Ленинским местам таскали ребёнка. Хотя, дубликат пенька-стола и пенька-стула, вместе с дубликатом шалаша в Разливе утомят даже взрослых.
Там ещё муж догадался свернуть с тропы в кущи, по малой необходимости. Дама экскурсовод как дунула в свисток!
Да как возопила трубой иерихонской, насчёт - Стоять! Назад! Ни с места!!!
  Пришлось мужу вернуться не выполнив зова природы. Посему он матюкался шопотом. А я шипела змеёй подколодной в ухо:
"Куда тебя понесло? Ты же дубликат пенька-стола Ленина чуть не обос..ал!" И все экскурсанты с интересом на нас смотрели.)

Ну вот, подошли мы к Эрмитажу, а Атлантов нет. Но ведь были!!! Пока мы догадались пройти дальше, за арку.
И, вот они, Атланты! Огромные, статные, могучие. Надёжные и прекрасные " Атланты держат небо на каменных плечах".
Погладила чёрный мрамор огромной ступни...Мощь и грация. Восторг и трепет...
Может я что и загадала, а может просто обомлела от созерцания совершенства. От нахлынувших воспоминаний.
     Пошли мы к Медному Всаднику. Пётр I прекрасен, не налюбуешься. Весь - полёт, яростный порыв. Кажется и конь под ним
вот сорвётся с пьедестала и помчит наездника вперёд и вверх, к неведомым вершинам.

(А в свои 24 года я тихонько спросила у мужа: "А почему у царского коня интимное место так сверкает?"
Муж рассвирепел. Он в Ленинграде учился и город этот нежно любил. Посему, возмутился: "Все туристы смотрят на Петра Великого,
одна ты царскому коню под хвост заглядываешь!"  Ой-ой, можно подумать. Я потом узнала, что каждый год перед выпуском, ленинградские курсанты тёмной ночью начищают до блеска конские причиндалы. Обычай такой.)
     Дошли до Казанского собора. Сейчас это действующий храм.

(А в те годы был Музей истории религии и атеизма, вроде так.
В подвальном помещении была экспозиция, посвящённая Инквизиции. Жутковатая. Всякие пыточные приспособления.
Чего только изощрённый воспалённый человеческий разум не придумает для истязания себе подобных. Мороз по коже.
Сына больше всего поразила Маска голода.. Решетчатая металлическая маска с длинным птичьим клювом. Надевалась жертве на лицо. К клюву привязывался кусочек хлеба. И умирающий от голода человек вдыхал запах еды...
 "У меня просто сердце разламывается, - поделился впечатлением маленький сын, - и...голова отрывается".)
Кстати, когда бабушка спросила Виталика, что же ему больше всего понравилось в Ленинграде, оказалось - водовозка!

А сейчас это великолепный действующий храм.
Слышно, как священник читает молитву. И прекрасное пение мужского хора усиливает душевное волнение и впечатление.
Я и забыла, что в этом храме - захоронение великого Михаила Илларионовича Кутузова.
   На Невский проспект вышли уже в сумерках. От величественной красоты, от вечерних огней  дух захватывает.
 А мы, втроём прошлись по улице, полюбовались, повосхищались. Зашли в кафе. Обслуживание прекрасное.
Всё корректно, быстро, вкусно. Зашли в банк, вернее в предбанник банка. Надо было поменять евро на рубли.
Через банкомат. Что дочь там нажимала, не знаю. Но, банкомат от щедрот своей души вывалил кипу сторублёвых банкнот,
объёмом с кирпич. Там и сумма была небольшая, вроде. Я думала банкомат сломался и сдрейфила. А мои девушки заверещали от смеха. И сумка у Елены раздулась от такого изобилия. Молодёжь веселилась всю обратную дорогу.
  Покупали продукты в супермаркете. Кассир поинтересовалась: "У вас день рождения?" Глянула паспорт и дала хорошую скидку
по такому приятному поводу. Изумление, конечно. Магазины роскошные. От изобилия и разнообразия разбегаются глаза.
Мясные продукты примерно по тем же ценам как у нас. А фрукты, овощи, салаты и прочая кулинария дешевле.
    А ещё сын прокатил нас, с ветерком, по новой ЗСД - Западной Скоростной Дороге. Это фантастика!
Дорога прекрасная. Я и не ощутила, когда мы поднялись на эстакаду. Там мы и парили над городом . Над головой светильники,
похожие на изогнутые стебли цветущего ландыша. Элегантное изящество.
Дорога платная, пыталась я запомнить стоимость, но...запуталась. Вроде около трёх евро.
А когда с высоты, впервые в жизни лицезрела как Нева впадает в Финский залив, потеряла дар речи от восторга и гордости!
    Петербург есть Петербург! Как нельза объять необъятное, так нельзя этот великий город осмотреть.
Тем более за такое короткое время.

А в 1970-м году...муж получил назначение в Монгольскую народную республику. Нам дали отпуск.
И приехали мы в Ленинград. Первый раз.
Помню в Эрмитаже я сняла туфли от усталости. Уже ноги не держали, но и оторваться от созерцания чудес сил не было.
Посетили мы все возможные экскурсии по городу, и автобусные, и пешие. Впечатлений - море.
     1-го августа муж улетал к новому месту службы, в Монголию.
А мы с сыном должны были лететь во Владивосток к моим родителям. И оказалось, что на 1-е августа билетов на самолёт нет.
Просили кассира, умоляли...Билетов нет.
  Скрепя сердце оставались мы с Виталиком в чужом городе ещё на сутки.
А потом летели самолётом вместо 12-ти часов, трое суток. Измучились мы. Измучились и встречающие нас родители.
  Как оказалось, самолёт, на который нам не досталось билета, потерпел катастрофу где-то в Сибири.
Потому нас и задерживали в промежуточных городах.
     В октябре 1970-го года мне пришёл вызов от мужа. Я уезжала в Монголию. А сына оставляла у родителей, на время.
Пока обзаведёмся каким, никаким жильём. Утром, сын уже проснулся, подошла к его постели.
А у малыша моего ноль эмоций: "Ты иди, мама, иди. А я себе тут двух деток породил - зайку и свинью. Видишь, они ещё спят."
И пошла я, хлюпая носом в новую жизнь. Унося в душе незабываемое, - Ленинград, Царское село, Петергоф...

Tags: Петербург и Ленинград.